Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Женщина-режиссер о славных спортивных историях страны

58 - Внутреняя страница новости

<p>Интервью со Светланой Харчевиной -&nbsp;автором фильмов &quot;С мячом в Британию&quot; и &quot;Лев Яшин. Номер один&quot;.</p>

13:2810.03.2021

Накануне главного праздника, посвященного прекрасной половине человечества, беседуем с режиссером Светланой Харчевиной, автором фильмов о послевоенной поездке футбольного "Динамо" в Великобританию и о вратаре номер ОДИН – Льве Яшине.

Как девочка из Фрунзе решила стать режиссером?

- Как у многих еще советских людей у меня обширная география проживания в нашей стране. Родилась во Фрунзе (там и по сей день живет много родственников), всю сознательную жизнь до окончания школы росла в Якутии в поселке Хандыга, получала образование в Самаре и Москве. О большой сцене тайно мечтала с самых ранних лет (все доступные кружки художественной самодеятельности, художественные, музыкальные школы, уроки под телевизор с просмотром всех, транслировавшихся в тот период фильмов), но серьезно готовилась к астрономии, океанологии и подобным профессиям на стыке точных наук, манящих романтикой и преодолением.

Вы окончили институт, университет и академию (это если я все знаю) – зачем так много?

- Примерно за месяц до окончания школы вдруг пришло ясное осознание – моя судьба театр. Но инерция взяла свое: поступление в Иркутский политех отделение кибернетики (на океанологию во Владивосток родители не пустили хитростью), затем Фрунзе - астрономический факультет университета. Здесь провалилась и с радостью нашла ближайшее училище с театральным отделением – это было киргизское республиканское культпросвет училище. Затем был Самарский университет культуры. В это время вместо интуитивного пришло более четкое понимание внутреннего обоснования выбора профессии. Так мечта о звездах и морских глубинах трансформировалась в интерес к "инженерии человеческих душ". И конечно, как всякая девочка, в первую очередь хотела быть актрисой. И какое-то время проработала актрисой в Самарском муниципальном театре "Самарская площадь".

Как вы оказались в Москве?

- Имея приглашение в театр Советской армии и филиал Маяковки, приехав в Москву, поняла, что заново в эту реку входить не хочу, нужно осваивать новые горизонты. Попала на площадку к режиссерам, которых считаю своими учителями – Алеко Цабадзе, Александр Павловский, Евгений Лунгин, Карине Фолиянц. Специально пошла работать помощником режиссера, ближе к режиссеру и оператору нет ни кого. После нескольких фильмов села на монтаж с легендарной Валентиной Петровной Олейник (монтажер фильмов Станислава Говорухина и почти всех Киры Муратовой) – вот это и считаю своими университетами. Позже, чтобы получить профессиональную смелость и основы постигаемой профессии, все же закончила МГУКИ факультет режиссура и драматургия кино и телевидения. Много работала как режиссер монтажа. Вообще люблю учиться. Нашей профессии можно учиться всю жизнь.

Первые шаги на телевидении?

- На телевидении, кроме авторских передач "Документальная камера" Андрея Шемякина на телеканале "Культура", не работала. Как-то пыталась, но ушла еще до начала самой работы – не мой формат. На телевидение, кстати, "киношников" берут очень неохотно. Вопрос темпа – производства, смены картинки, формата общения между людьми. А каждая "Документальная камера", это скорее фильм, чем телевизионная передача.

Ваша первая самостоятельная работа как режиссера?

- Для себя считаю – выпуск "Документальной камеры" Андрея Шемякина, посвященный Орсону Уэллсу: "Орсон Уэллс. Столетний поединок со временем" (2016 год). Если брать спортивное кино, то это "Лев Яшин - №1", 2018 г.

Почему именно документальное кино и как вы к этому пришли?

- Документальное кино открылось для меня неожиданно. Был перерыв в игровых проектах, и позвали режиссером монтажа, на документальное кино и вдруг оно "раскрылось". Не зря сейчас даже очень известные и успешные "игровики", наши и зарубежные стали снимать документальное кино. В документальном кино больше свободы, авторской философии. Сложнее выполнять художественные задачи, но это и интереснее. Оно более доступно и оно ближе к подлинности. И сам документ уже предельно искренен, а поиски киноязыка для разговора по душам со зрителем ведутся постоянно. На самом деле, если есть автор, то ракурс камеры, уже постановочный. Что касается биографических фильмов, то свидетели событий и судеб сейчас приветствуют именно документальное воплощение истории, нежели игровое. И жизнь в документальном кино сводит с очень разными интересными людьми, событиями. Это исследование.

Я все время поражался как один и тот же человек (да еще и женщина – я о Татьяне Лиозновой) может снять "Семнадцать мгновений весны" и "Карнавал"? Такой же вопрос и к вам – как можно снимать сначала "Человек Х" и "Антарктическое притяжение", а затем, ну совершенно из другой области – "С мячом в Британию" и "Лев Яшин. Номер один"?

- Каждый фильм - прежде всего, постижение человека. Это, как правило, истории взлетов и падений. Один человек был в определенных обстоятельствах, другой в других. Интересно как этот человек переживал, превозмогал и брал свои "Эвересты" и "Рубиконы", собирал себя после падений. Как он любил, и что делало его особенным. Это главное во всех фильмах и про ученых и про поэтов, и про футболистов и про покорение Антарктики. А задача авторов заставить зрителя сопереживать герою. Даже если фильм будет шероховатым с какими-то недочетами, но будет ощущение сопричастности, мне кажется главное достигнуто.

Цикл документальных фильмов "Тайны Большого Золотого кольца России" - расскажите немного подробнее: кто, для кого, как снимали?

- "Тайны Золотого кольца России" - я там была режиссером монтажа. Работала с режиссером Юрием Малюгиным. Это и было первое знакомство с документальным кино. Замечательный цикл с историей городов Золотого кольца, со съемками красивейших мест России.

Кому пришла идея снять фильм о послевоенной поездке в Великобританию футболистов "Динамо"?

- Идея фильма "С мячом в Британию" пришла известному спортивному журналисту Евгению Богатыреву. Он вообще кладезь идей и что особенно ценно - интуитивно угадывает время, когда эти темы могут "заблистать". Продюсерский центр "Динамо", его руководитель Михаил Тюркин оценил идею, одобрил, нашел финансирование, а производство взяла на себя студия "ВИБ-Фильм" под руководством Владимира Голикова.

Сложно ли было "состыковываться" со знаменитостями при создании фильма?

- Убеждена, что настоящий профессионализм исключает "звездность". Поскольку актеры снимались без гонорара, на этапе переговоров отсеялись основные проблемы. Те актеры, которые пришли к нам и поддержали, им было действительно интересна и тема и предложенные роли и они выложились по полной. Был энтузиазм и большая радость от сотворчества, взаимопонимания, поиска и рождения образов. Я действительно благодарна каждому актеру нашего фильма за его талант и совместную работу. Было трудно, технически осилить это в рамках документального кино, найти форму, актеры все востребованные и временные ограничения серьезные, но было и очень интересно.

Как вы общались с Валентиной Тимофеевной Яшиной?

- Евгений Григорьевич (Богатырев – примечание автора), давний знакомый Валентины Тимофеевны привел нас в святая святых – квартиру Льва Ивановича. У нас было две встречи. На первой Валентину Тимофеевну, которая приболела, мы не могли снимать, но мы познакомились, поговорили и смогли снять домашний альбом с фотографиями, который она нам показала. Я считаю, что это вместе с интервью с самой Валентиной Тимофеевной стало жемчужиной фильма. В этих сценах и кадрах, в глазах его жены Лев Иванович оживает. И атмосфера квартиры невероятная. Это настоящий живой музей Льва Яшина. После его смерти в квартире не изменилось буквально ничего, все как при его жизни. Можно помечтать о музее.

Кто помогал в создании картины о Яшине?

- Опять же идея и авторство картины принадлежат Евгению Богатыреву. Он дает большую творческую свободу режиссеру, оставаясь при этом абсолютно вовлеченным в процесс и помогая на всех этапах. Михаил Тюркин, будучи руководителем Продюсерского центра "Динамо", вообще всегда принимает самое живое участие в создании всех фильмов, выпускаемых им. Он ставит высокие планки, а на финальных просмотрах, когда у режиссера уже где-то и "замыливается глаз", его замечания бывают очень точными и полезными. Руководитель студии производителя "ВИБ-Фильм" Владимир Голиков принял живое участие в создании фильма. Решал самые невыполнимые задачи, поставленные ему для создания картины. Я не получила от него ни одного отказа, что это "дорого или невозможно" снять, достать, договориться про интервью. И конечно все кто снялся в картине. Была очень важная и значимая поддержка этих людей. Светлая, теплая аура личности Яшина как-то объединила всех, ни один человек к которому мы обратились с просьбой сняться в фильме, ни наши соотечественники, ни зарубежные поклонники Льва Ивановича, нам не отказали. И все очень тепло и с желанием вспоминали его. Было очень приятно работать над этой картиной. Но сроки были жесткие. Первую съемку провели в декабре, потом была пауза и, по сути, на съемку и монтаж ушло 2 месяца. Решили успеть к открытию ЧМ. Хотя, изначально про это событие не думали вообще. Это не конъюнктура - так странным чудесным образом совпало.

Что поразило больше всего в биографии Вратаря номер 1 в мире?

- Больше всего поразило его отношение к своему делу – полнейшая, честная отдача, цельность натуры и величие в простоте. Порядочность. Как говорится "штучный человек". Наверное, это свыше дается. Предназначение. Очень такое спокойное принятие своего предназначения. Ему не надо было что-то или кого-то из себя изображать, становиться на цыпочки. Его очень многие любили и признавали его лидерство. И второе – умение преодолевать трудности и собирать себя заново. А если именно в биографии – кульбиты. Вышел с завода, затем успех, мировая слава, и в конце жизни он остался опять с теми людьми, с которыми сохранил дружбу на всю жизнь – заводские товарищи. Они его на саночках безногого возили зимой на рыбалку… Приезжали самые великие футболисты и целовали ему руки.

В 1962-ом году проигрыш на ЧМ, обвинения, опала, хотел уходить из футбола, а уже в 63-ем игра в сборной Мира на матче 100-летия английского футбола, и - Золотой мяч….

Кто пригласил на презентацию фильма ""Лев Яшин. Номер один" Инфантино, и как вам главный чиновник мирового футбола?

- Премьеру организовывал Продюсерский центр "Динамо", они и пригласили Инфантино. Нам приятно, что по регламенту он должен был после приветствия на сцене провести на самом показе 10 минут и ехать дальше, так как его время было расписано по минутам, но он досидел почти до конца фильма. Конечно, это очень волнительно. В ходе создания фильма мы обратились к нему за словами о вкладе Льва Ивановича в мировой футбол, и он откликнулся без всяких проблем, и дал большое, искреннее, развернутое интервью.

Как происходило награждение вашей картины на XXXVI Международном кинофестивале спортивного кино и телевидения в Милане?

- Это самая престижная премия в спортивном кино. В номинации участвовало 40 картин со всего мира. На награждении в Италии присутствовал Евгений Григорьевич Богатырев, он поднимался на сцену и получал награду из рук руководителя фестиваля. Инфантино так же как и на премьере в Москве, сказал добрые слова о Льве Ивановиче и о фильме.

Какие ближайшие творческие планы?

- Сейчас практически тем же составом: Продюсерский центр "Динамо" и студия "ВИБ-Фильм" работаем над фильмом "Легенды будущего". Он объединит в трилогию фильмы "С мячом в Британию" и "Лев Яшин - №1". Это центральная картина. Три личности станут олицетворением истории отечественного футбола – Михаил Якушин, Алексей Хомич, Константин Бесков. Совершенно разные игровые амплуа, судьбы и характеры. В картине будут: история футбола, биографии героев и много современности. Название "Легенды будущего", ведет нас вперед, заглянуть, какое развитие футбола ждет нас? Сохраним ли мы наработанное нашими легендарными спортсменами и кому становиться их преемниками? В фильме будет много личных историй, рассуждений наших ведущих спортсменов, тренеров, ветеранов и руководителей футбола. Это фильм-исследование.

Если можно – немного о семье.

Я живу сейчас с дочерью. Она заканчивает магистратуру в Тимирязевской академии, генетика и селекция - биолог. Одновременно закончила режиссерские и сценарные курсы в школе Александра Митты. Интересуется научно-популярным направлением в документальном кино. Сделала свой первый фильм "Живая история" об истории взаимодействия лошади и человека в городской среде.

Делая фильм о Яшине, я во многом сверялась со своим внутренним цензором – через мои взаимоотношения и наблюдения за своим отцом. Так же как и Яшин - ребенком войны, страстным болельщиком, и его рассказами о том, как болели за футбол после войны.

Такая она, Светлана Харчевина – хрупкая милая женщина-режиссер, подарившая всем нам потрясающие документальные фильмы и продолжающая свою нелегкую, но интересную и такую нужную работу по увековечиванию памяти легенд отечественного спорта.

Сабадаш Владимир

Фото – из личного архива Светланы Харчевиной

Узнать больше о персонах из публикации:
нет комментариев
Опубликовать
Виды спорта (1):
Регионы (1):
Персоны (1):
Читают по теме
Спортивный хронограф
Сегодня, 18 апреля

1937 г. — родился Юрий ВОЛКОВ (хоккей)

1939 г. — родился Валерий КУЛИЧЕНКО (легкая атлетика)

1939 г. — родился Валерий ШИТИКОВ (биатлон)

1940 г. — родился Яак ЛИПСО (баскетбол)

1941 г. — родился Геннадий ШИШИГИН (гребля на байдарках и каноэ)

читать далее
Наверх