Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Комментарии экспертов 16.11.2020

Использовать спорт для развития детей, а не детей для развития спорта (Часть 2)

Продолжаем публикацию мнения спортивного функционера, члена союза журналистов России, члена союза писателей России, эксперта "Российского Стадиона" Рудольфа Незвецкого о детско-юношеском спорте России.

(См. Часть 1)

***

Использовать спорт для развития детей, а не детей для развития спорта

Часть 2

Сегодняшний день большого спорта

Мы знаем и помним, что спортсмены, посвящающие себя большому спорту, становятся, по – сути, наемными тружениками индустрии развлечений. Начиная свою карьеру в спорте с 3 – 5 лет, через 10 лет постоянных тренировок и соревнований юный спортсмен подходит к пику своих возможностей. Начинается изматывающий период участия в различных соревнованиях, главная проблема при этом – восстановление своих физических и нравственных сил. Аскетическая жизнь, как правило, на спортивной базе; ежедневные трехкратные тренировки, параллельно учебные занятия по школьным учебникам; а тут допинг с его изматывающей системой слежения за спортсменом, обязательные травмы…

Такая жизнь, активный период занятий большим спортом, напряженный календарь спортивных соревнований продолжается еще лет 10. А затем, надо думать о будущем, думать о дальнейшей жизни.

Развитие детско-юношеского спорта, формирование эффективной системы отбора и выявления спортсменов для подготовки спортивного резерва рассматривалось Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, как одна из главных задач. Пока больше именно "рассматривалась", а не "решалась". И это жалко.

С 2010 года успешность работы субъектов РФ в развитии физической культуры и спорта оценивается по следующим показателям:

  • количество людей, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом;
  • количество детей, занимающихся в ДЮСШ;
  • представительство субъекта в национальных сборных;
  • обеспеченность региона спортсооружениями 3-х видов (спортзалы, бассейны и плоскостные спортсооружения).

Мнения профессионалов

В июне 2017 года ДЮСШ из системы Министерства образования переводились в Министерство спорта. До 1 января 2018 года во всех субъектах РФ школы, которые занимались подготовкой спортивного резерва, должны были перейти из учреждения дополнительного образования в учреждения спортивной подготовки.

Было бы, несомненно, правильным к этому времени разработать обоснованный подход к определению количества школ и их распределение по видам спорта и регионам. Это была задача для Минспорта в содружестве с регионами и спортивными федерациями.

23-и субъекта РФ в 2009 году предлагали узаконить возраст учащихся СДЮСШОР старше 18 лет. Ранее это было в ШВСМ.

Предлагалось регламентировать взаимоотношения спортшкол с профессиональными спортивными клубами и командами.

Высказывались мнения о необходимости законодательного выделения (обособления) организаций спортивной подготовки, как следствие уникальности спорта и констатации его самодеятельности.

Необходима унификация направлений спортивной подготовки на всей территории России и контроля за её качеством.

Когда спортшколы были в системе дополнительного образования, там работавшие, назывались тренерами-преподавателями. При переходе под крыло Минспорта, они стали просто тренерами. В результате, они теряли педагогический стаж и утрачивали ряд льгот, которые имел тренер-преподаватель.

В этих условиях многие ДЮСШ не желали переходить на программу спортивной подготовки по ряду причин. Большое количество тренеров-преподавателей, работавших в ДЮСШ, просто не попадали под критерии, установленные для "Спортивных школ". К тому же, в этом случае ДЮСШ лишаются лицензии на образовательную деятельность, и им остается вести только программы спортивной подготовки.

Все директора районных ДЮСШ, относящиеся к Министерству образования и науки, решали гамлетовский вопрос – переходить или не переходить?

Например, в Бурятии было 39 ДЮСШ, из них только 8 перешли в Министерство спорта.

Распределение СДЮСШОР по регионам и по принадлежности к уровням исполнительной власти в 2009 году было следующим:

А) субъекты РФ 380;

Б) муниципальные власти 772;

В) другие 49.

Трудности и смысл перемен. ДЮСШ или СШ?

Мнения специалистов, родителей:

- Спортшколам системы образования не ставится задача воспитать спортсменов высокого класса, их основная задача - выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, формирование культуры здорового образа жизни. Поэтому, на определённом этапе подготовки юного спортсмена, у таких учреждений возникают трудности с обеспечением условий для спортивного роста воспитанника. А именно, финансированием поездок на соревнования высокого уровня, предоставлением необходимого инвентаря и оборудования, и так далее.

Ключ к решению проблемы перехода на спортивную подготовку детско-юношеских спортивных школ - это сохранение работникам физкультуры и спорта "на селе" имеющихся у них социальных льгот. В настоящее время при переходе на программу спортивной подготовки сельские тренеры ДЮСШ льготы теряют, поэтому преобразования шли и идут медленно.

- Ранее спортивный резерв готовили образовательные учреждения, цели и задачи которых не направлены на достижение спортивного результата. Спортивный резерв появлялся, но влиять на этот процесс ведомство фактически не могло. В спортивных учреждениях дополнительного образования полномочиями на проведение независимой оценки качества оказываемых услуг обладает только Министерство образования и науки.

Целью, проводимой сегодня политики, является создание отрасли (сети учреждений спортивной подготовки), осуществляющей подготовку спортивного резерва, за работой которой можно ввести контроль и влиять на конечный результат.

Искусственный естественный отбор

- Профессионалы предлагали компромиссный вариант: школы олимпийского резерва передать в республиканское ведение, но в то же время оставить ряд спортшкол в ведении муниципальном. Так можно было бы убить двух зайцев разом – одновременно сократить затраты на содержание школ и сохранить доступность секций для обычных ребят. Однако сделать этого не позволили.

Целый год в стране на муниципалитеты оказывалось давление по части перехода спортивных школ из системы дополнительного образования на спортивную подготовку.

Школы, что перешли под управление Министерства спорта, обязаны работать по программам спортивной подготовки и выполнять федеральный стандарт по всем видам спорта. А это серьёзные требования по отбору юных спортсменов, по переходу из группы в группу, по выполнению контрольных нормативов. Разумеется, выдержать такие требования не всем под силу, а поэтому многие ребята должны оказаться за бортом. Такой вот искусственно (или искусно?) организованный естественный отбор.

В случае тех видов спорта, для которых не создано условий для высоких достижений, переход на спортивную подготовку нецелесообразен, – отмечают тренеры.

Другой способ решения проблемы – система грантов для городских спортклубов. В стране работают тренеры, которые создают вокруг себя целые объединения и даже участвуют в межрегиональных соревнованиях.

Ещё одно решение – организация спортивных клубов при школах. Здесь свою роль мог бы сыграть городской (районный) отдел организации внеклассной деятельности детей. Педагоги-организаторы могли бы вовлечь в пришкольные секции и кружки тех ребят, которые нигде не занимаются.

В чем разница между школами?

СШ и СШОР сосредоточатся на работе с наиболее перспективными ребятами – теми, кто в будущем потенциально войдет в сборные команды страны. Занятия будут проводить в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в которых прописаны требования по каждому виду спорта. Например, длительность тренировок, возраст воспитанников, планируемые показатели соревновательной деятельности, медицинские и психологические возможности спортсмена, характеристики экипировки и прочее.

Существенный плюс такого подхода в том, что работать с талантливыми ребятами будут более индивидуально, а на инвентарь и оборудование для них выделят больше средств.

Минус – не подающие больших надежд в спорте дети не смогут посещать занятия. Для обычных ребят останутся открытыми городские ДЮСШ и СДЮСШОР, которые, как и раньше, будут оказывать услуги не профессионального, а дополнительного образования. Программа тренировок там щадящая.

Таким образом, не будет дублирования функций между профессиональными спортшколами и школами, нацеленными на привлечение в спорт, как можно большего количества детей с разными физическими способностями.

Что изменилось для тренеров?

Поскольку специальные спортшколы больше не являются учреждениями дополнительного образования, их сотрудники больше не считаются тренерами-преподавателями. Это означает, что их отпуск сократится. Вместо 42 дней, положенных педагогам, они будут отдыхать всего 28. Также тренеры лишатся надбавок к зарплате за категории.

Областные и городские чиновники утверждают, что спортивные наставники в зарплате не потеряют. (Сейчас в работе подготовленный Минспортом и Минпросвещения соответствующий проект ФЗ).

Дети, которые не соответствуют требованиям спортивных школ, смогут перейти в бесплатные учреждения дополнительного образования с более щадящим режимом.

Что говорят педагоги?

Тренер одной из областных спортшкол, расположенных в Воронеже (на условиях анонимности):

– Моя ставка 5 тыс. 96 рублей, все остальное – надбавки. Чтобы получать нормальную зарплату, я веду четыре группы. По сути, это четыре ставки. Плюсом к зарплате идут разные коэффициенты. В сумме получается около 30 тыс. рублей в месяц. Нам обещали, что после перехода на спортивную подготовку мы в зарплате не потеряем, наоборот – она увеличится. Да, меньше платить не стали, но за счет того, что выросла нагрузка.

Известный воронежский тренер по борьбе (на условиях анонимности):

– Такие виды спорта, как гимнастика, фигурное катание, уже давно финансируются не за счет государства, а родителями. Семьи оплачивают поездки на соревнования, покупают костюмы для выступлений, коньки. Единоборства, спортивная борьба оставались доступными видами спорта. Но с сентября 2019 года родителям придется платить от 2 тыс. рублей до 4 тыс. за ребенка каждый месяц. Получается, раньше мы брали на занятия всех желающих, теперь же – только тех, чьи мамы и папы платежеспособны.

Методист региональной спортивной школы (на условиях анонимности):

– Учащиеся по федеральным стандартам должны минимум два раза в год бывать на учебно-тренировочных сборах, но финансирования не хватает. У нас есть возможность отправить только лидеров. Получается, что мы предоставляем услугу Министерству спорта по подготовке сборных команд, но условия для этого нам не обеспечивают, а результат требуют.

Мнение независимых экспертов:

– Государство хочет через школы готовить спортивный резерв. Оно дает задание, чтобы деньги, которые тратятся на спорт, эффективнее использовались. Цель – получить на выходе больше спортсменов-разрядников. Наверное, с этой точки зрения изменения оправданы. Спортивные сооружения, снаряды стоят очень дорого. Государство хочет, чтобы они правильно использовались. Школы будут оценивать по количеству разрядников, призеров. Так что, конечно, будет происходить отсев детей, как и в любом другом профессиональном деле. С одной стороны, тренеры должны заниматься отбором, а не набором. С другой – количество перерастает в качество. Поэтому реформа может дать и обратный эффект. Пойдут ли изменения на пользу, станет понятно со временем.

Бывший тренер сборной России по бобслею, президент региональной федерации легкой атлетики:

– Появляется государственное задание на подготовку спортсменов-разрядников. Это будет стимулировать тренеров учиться. У нас много хороших детских тренеров, но они понятия не имеют, как готовить чемпионов. С другой стороны, государственное задание заставит их форсировать подготовку. Будет не плановая работа, а натаскивание – получить результат любой ценой. Тренер – это единственная профессия, зарплата которого зависит от результата.

Кроме того, государственное задание на подготовку спортсменов должно предусматривать финансирование. Для каждого вида спорта есть федеральный стандарт – определенное место для занятий, одежда, экипировка, сколько дети должны находиться на сборах. Я уверен: выполняться это не будет.

– Я работал в государственной спортивной школе пять лет назад. Уже тогда понимал, что система требует модернизации. Конечно, хотелось, чтобы финансирования было больше. Кроме того, в условиях, когда набирают детей массово, чемпионов воспитать трудно.

Дополнительное образование как раз нацелено на массовость. Конечно, надо разделять эти два понятия – "вовлечение в здоровый образ жизни" и "подготовка резерва сборных команд".

Что думают родители?

Мама воспитанника СДЮСШОР:

– Для детей в нашей спортшколе пока ничего не изменилось. Школу еще не перевели, но ждут этого. Впереди учебный год, собрания родителей еще не было, тренеры пока ничего не говорили. Мой сын занимается дзюдо. Кимоно для тренировок мы должны приобретать сами. Пока купили одно, но потом надо будет еще и второе, так как для соревнований необходимо два комплекта: синее и белое. Стоит недешево. За обучение нам и раньше приходилось платить – около 1 тыс. рублей в месяц. Как отразятся на ребенке изменения системы, пока трудно сказать. Если тренеры и так были нищие, а их сделают еще беднее, то не будет летних спортивных лагерей – отпуск у них сокращают, так как они уже не педагоги. А детей возить в свой отпуск кто же захочет? Уже сейчас молодые не идут на тренерскую работу. В нашей школе работает старая гвардия.

Ольга, мама воспитанника школы единоборств:

– Люди, которые хотят видеть своих детей в большом спорте, прикладывают много усилий. Для них нормально, что школы переориентируются именно на перспективных. Раньше было недовольство из-за того, что в одной группе занимаются разные дети. Родители заявляли, что спортшкола – не кружок здоровья. Серьезные школы и так проводили отбор естественным путем. Всегда оставались дети, которые нацелены на результат. Поэтому я считаю, что решение правильное.

Оплата занятий была всегда. Она считалась добровольной, но сумма вполне конкретная. Оплата проводилась по квитанциям. Экипировка, форма, спортивная страховка – все за счет родителей. Куда уходили потом эти деньги – непонятно. В этом году перевела сына в частную школу, там я хотя бы понимаю, что структура коммерческая. Стоимость отличается несильно – в государственной мы платили по 1,5 тыс. рублей в месяц, а частной – 2 тыс. Бесплатных кружков дополнительного образования в шаговой доступности нет. Есть единичные учреждения, но возить туда ребенка через весь город неудобно. В общеобразовательной школе секций спортивной направленности тоже нет.

Комментарии:

- Теперь спортшколы будут готовить спортсменов, а не заниматься дополнительным образованием. Спортшколы меняют правила приёма детей: теперь они должны будут сдавать экзамены.

В новом учебном году спортивные школы изменят правила приема детей. Чтобы ребенок начал бесплатно заниматься хоккеем, баскетболом или борьбой, недостаточно будет заявления от родителей — придется сдавать нормативы общефизической подготовки, своеобразные вступительные экзамены.

Детей, не сдавших нормативы, могут зачислить в платные спортивно-оздоровительные группы.

Если не удалось попасть в спортивную школу, можно записать в секцию при обычной, общеобразовательной.

Родителям, дети которых не смогли поступить на "бюджет" в спортшколу, предлагают рассмотреть другие возможности для занятий спортом.

Мамам и папам придется привыкнуть к тому, что одного желания отдать ребенка в спортшколу теперь будет недостаточно. Чтобы увеличить шансы попасть в школу, можно начать тренироваться в сдаче нормативов.

По новой "Концепции подготовки спортивного резерва в РФ" нормативы также нужно будет сдавать при переходе с одного этапа спортивной подготовки на другой. Всего их четыре: начальный, тренировочный, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.

Тренерские кадры. 2020 год.

Всего в СДЮСШОР работает тренеров высшей квалификации – 9. 569 чел., в том числе 1738 имеют звание, заслуженный тренер России и 7. 831 – тренер высшей квалификации.

Вывод: именно в СДЮСШОР в основном готовят спортсменов высокой квалификации. Поэтому требуется перевод всех СДЮСШОР из муниципального уровня на уровень регионов РФ и передачей их в ведение органов власти в области физкультуры и спорта.

В конце 2012 года Государственная дума провела парламентские слушания на тему "Проблемы законодательного и финансового обеспечения развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации и пути их решения". В частности, участники Парламентских слушаний в очередной раз отметили "низкий уровень заработной платы, недостаточное количество и низкий уровень квалификации тренерских кадров".

Средний размер заработной платы тренеров в 2011 году увеличился на 13% и составил 17,4 тыс. рублей: в субъектах РФ средний уровень зарплаты тренеров колебался тогда от 5,8 тыс. рублей в Ульяновской области до 57,6 тыс. руб. в Москве.

Михаил Мамиашвили – президент Федерации спортивной борьбы России, олимпийский чемпион считает, что "У детских тренеров заработная плата должна возрасти как минимум в два раза". Пока мы не начнем платить достойные деньги молодым специалистам, которые сутки напролет проводят с детьми, у нас будут проблемы с резервом. Надо перестать себя обманывать, что у нас нет никаких проблем с новым поколением спортсменов".

Путин поддержал специалистов, говоривших о необходимости единых, так называемых "сквозных стандартов и требований" к подготовке и квалификации специалистов, работающих в системе школьного дополнительного и высшего образования.

Система детско-юношеского спорта в России разрушена, ее необходимо восстановить как можно скорее, заявила председатель комиссии Общественной палаты по физической культуре и популяризации здорового образа жизни Ирина Винер-Усманова.

В свою очередь, заместитель руководителя секретариата заместителя председателя правительства Дмитрия Чернышенко Наталья Паршикова отметила, что план концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года на 2019 год включал в себя 22 мероприятия, из которых 19 не выполнены: "Значит, либо концепция неправильная, либо механизмы органов власти недостаточно эффективны".

Среди основных проблем, сдерживающих развитие системы спортивной подготовки, председатель общественного совета при Минспорта России, заведующая кафедрой теории и методики гимнастики НГУ имени Лесгафта Раиса Терехина называет недостаток межведомственного взаимодействия; противоречие норм в законодательстве о физической культуре и спорте и в законодательстве об образовании; несоответствие исполнения концепции подготовки спортивного резерва мировым трендам; несогласованность установленных количественных и качественных индикаторов национальных и федеральных проектов и программ по обеспечению охвата населения занятиями физкультурой и спортом и другое.

Отсутствие системы выращивания спортсменов с детства

Лучшие представители наиболее престижных видов спорта могут рассчитывать на помощь государства и спонсоров, но только тогда, когда они уже стали выдающимися спортсменами. А талантливый ребенок может надеяться лишь на себя, своих родителей и тренеров-энтузиастов. Основная проблема профессионального спорта – это отсутствие выстроенной системы эволюции спортсмена с самого раннего возраста и до уровня сборной России или топ-клубов. Сейчас попадание талантливого ребенка в хорошую спортивную школу с перспективой быть замеченным может быть только результатом случайности.

Вместо заключения

Роль спорта в сегодняшнем мире. В масштабе мира основной задачей стратегического развития спорта является задача приостановления идущего снижения уровня массового спорта (спорта для всех). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 60% мирового населения не получают необходимого объема физической нагрузки.

Школьные программы физического воспитания во всем мире находятся в глубоком кризисе. Уроки физкультуры в наших сегодняшних школах порою и нередко строятся так, что дети на них менее активны, чем во время перемен.

Не надо забывать, что и в большой спорт приходят из детства…

Произошло резкое омоложение большого спорта. В некоторых видах спорта стала непреложным законом ранняя специализация. Это обусловлено и феноменальными способностями молодых спортсменов, и запредельной интенсификацией подготовки (продолжительность тренировочных занятий некоторых спортсменов доходит до 5 – 8 часов интенсивного труда в день).

Ещё в 1988 году в Женеве на повестке дня стоял вопрос о правах детей в спорте. Жестокость наставников идет в разрез с просветительской миссией спорта и является плохим примером для детей.

Облако допинга, как черная туча, накрывает молодежный, юношеский и детский спорт.

На 13-м Олимпийском Конгрессе (2008 год, Копенгаген) было провозглашено: "Защита физического и психологического здоровья спортсменов должна быть основным приоритетом Олимпийского движения".

На деле, гнет ВАДА лежит тяжелейшим моральным грузом на сердцах и душах вчерашних, сегодняшних и завтрашних олимпийцев России.

Рудольф Незвецкий

Оцените важность темы

Рейтинг: 5 (оценок: 7)
1 2 3 4 5
Ольга П. | 11:55, среда, 25 ноября 2020 г. |
Добавлю, что проделана огромная работа по модернизации подготовки спортивного резерва во всех регионах. Получается всё было зря и надо возвращаться назад в образование к "выбиванию" лицензий и контролю со стороны Министерства просвещения, которые ничего в подготовке спортсменов не понимают?
Ольга Т. | 15:34, воскресенье, 22 ноября 2020 г. |
Вот не пойму, о каких социальных гарантиях для тренеров - преподавателей идёт речь? Отпуск 42 дня установили для тренеров большинство регионов. Правила начисления пенсии за педстаж для работающих тренеров-преподавателей уже не актуальны. О каких гарантиях все говорят?
Опубликовать
Все эксперты и авторы публикаций (199)
Рудольф Незвецкий

Публикаций (19)

Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России

7:35 03.12.2022
Рудольф Незвецкий и Александр Войнов рассуждают о необходимости разработки Доктрины российского спорта.
5
12:00 20.12.2021
Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России, эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий в формате "мысли вслух" рассуждает о смыслах и судьбах олимпизма и олимпийского спорта.
0
8:18 09.08.2021
Член союза журналистов России, член союза писателей России, эксперт "Российского Стадиона" Рудольф Незвецкий обсуждает итоги Игр Олимпиады в Токио и рассуждает об олимпийском движении.
3
9:14 04.07.2021
О славном историческом пути и былых проблемах Всероссийского комплекса ГТО.
0
1 2 3 4 5

Наши эксперты (199):

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по видам спорта (69):

Виды спорта

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Комментарии по темам (65):

Реклама:
Наверх