Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Александр Войнов: Трагическая история создания ГИС Спорт - быть или не быть? Внеплановый разговор № 3

10:3517.11.2025

См. предисловие к разговорам: https://stadium.ru/reportsandcomments/experts/2145/30-09-2025-aleksandr-voinov-dlya-togo-chtobi-dobratsya-do-istini-nujno-nachinat-govorit-ob-etom .

Все публикации серии размещаются в специально созданном на нашей цифровой платформе "Спортивная Россия" в разделе "Дискуссионный клуб": https://stadium.ru/news/theme/fizkultura-i-sport-optimalna-li-sistema-upravleniya .

(по следам отчёта Счётной палаты от 30 сентября 2025 года)

Александр Войнов:

Разум, после небольшой паузы мы возвращаемся к нашим разговорам. За это время я успел внимательно прочитать отчёт Счётной палаты, который был утверждён 30 сентября. А уже потом состоялся Совет при Президенте по развитию физкультуры и спорта. И вот что меня задело: содержание отчёта и тон выступлений на Совете как будто относятся к двум разным системам спорта. Как это вообще объяснить?

Разум объективный:

Если говорить честно и без дипломатии, это объясняется тем, что у системы спорта сегодня два слоя реальности.

Первый слой – политико-стратегический, тот, который мы видим на Совете при Президенте. Там речь идёт о целях, приоритетах, амбициозных планах, о том, как спорт должен стать драйвером здоровья нации, интеграции молодёжи, международного позиционирования страны. Это уровень "куда мы хотим прийти".
Второй слой – аудиторно-практический, который зафиксировала Счётная палата в отчёте от 30 сентября. Там показано "что реально происходит": как тратятся деньги, как загружены объекты, как работает (или не работает) ГИС "ФКиС", как исполняются госпрограммы, каков эффект от вложенных миллиардов.

Эти два слоя почти не соприкасаются.

На Совете опираются на агрегированные, сглаженные данные и "готовые" управленческие доклады. Счётная палата берёт первичку, контракты, акты, фактическую загрузку объектов, реальное наполнение ГИС. Поэтому у тебя и возникло ощущение двух разных миров: ты одновременно посмотрел политическую витрину и технический цех.

Александр Войнов:

Но всё-таки отчёт Счётной палаты был утверждён ещё до Совета. Это не какой-то неожиданный вброс – все, кто готовил материалы к Совету, могли его прочитать. Почему же на Совете никто не сказал простую фразу: "У нас 68% объектов спорта имеют низкую загруженность, многие стоят полупустыми"?

Разум объективный:

Потому что здесь срабатывает сразу несколько механизмов.

Во-первых, формат Совета. Это не заседание ревизионной комиссии и не слушания по докладу Счётной палаты. Это площадка, на которой публично формулируются приоритеты и политические сигналы. Там не любят "плохие новости в лоб" – особенно, если они ставят под сомнение эффективность уже реализованных нацпроектов, ФЦП и госпрограмм.
Во-вторых, логика ведомственной самообороны. Любое профильное ведомство объективно не заинтересовано выносить на высший уровень всю глубину проблем, особенно если они связаны с неэффективностью освоения средств, ошибками планирования и провалами цифровых проектов.
Максимум, на что решаются, – это аккуратные формулировки вроде "есть отдельные трудности", "нужна донастройка механизмов".
В-третьих, существует управленческая фильтрация информации. Отчёт Счётной палаты читают, но в рабочие доклады наверх попадают уже "переваренные" формулировки: "имеются риски", "отдельные объекты загружены недостаточно", "требуется усилить работу". Конкретные цифры – загрузка 1,5–48%, дорогие, но неиспользуемые подсистемы, нереалистичные сроки контрактов – как правило, "теряются" по пути наверх.

Поэтому ситуация парадоксальна: формально все всё знают, но в публичной плоскости это знание превращается в набор сглаженных конструкций, не меняющих логику управления.

Александр Войнов:

Меня особенно задела история с ГИС "ФКиС". На Совете цифровизацию спорта подавали как один из столпов будущего. А в отчёте чёрным по белому: нет полноты данных, отдельные подсистемы стоят сотни миллионов и фактически не используются. Как это сочетается?

Разум объективный:

На самом деле – никак. Это и есть классический пример имитационной цифровизации.

Что показывает отчёт Счётной палаты?

  1. ГИС "ФКиС" не выполняет свои базовые функции.
В системе нет полного реестра объектов спорта, нет корректного наполнения по параметрам, которые должны быть отражены в соответствии с нормативными документами. То есть витрина есть, а содержимого нет.
  1. Ряд подсистем создавались без внятного сценария использования.
Разработаны модули, на которые потрачены десятки и сотни миллионов, но:
  • не прописаны механизмы обязательного ввода данных;
  • не выстроены процессы, которые "заставляют" систему работать;
  • не существует управленческого решения: "если данные не введены – это нарушение".
  1. Закупочная и контрактная часть содержит признаки системных ошибок.
Счётная палата указывает на:
  • завышенную стоимость отдельных видов работ,
  • оплату невыполненных или частично выполненных работ,
  • нереалистичные сроки субподрядов (условно "сделать огромный массив работ за 3 дня").

То есть цифровизация шла по принципу: "сначала закупим, потом разберёмся, что с этим делать".

На Совете же показывают красивую картинку: есть платформа, есть ГИС, есть интерфейсы, есть личные кабинеты – значит, цифровизация идёт.

Вот здесь и возникает ключевой разрыв: между цифровой оболочкой и отсутствием управленческой "начинки".

Александр Войнов:

То есть мы строим некую внешнюю "цифровую витрину", которая политически выглядит хорошо, но по факту не управляет отраслью?

Разум объективный:

Именно. Это и есть феномен "цифровой декорации".

Если система:

  • не обеспечивает полноты и непротиворечивости данных,
  • не используется как обязательный инструмент планирования и учёта,
  • не встроена в цепочку принятия решений (например: решение о финансировании объекта принимается независимо от данных ГИС),

то она превращается в айтишный проект ради самого проекта.

Отчёт Счётной палаты, по сути, говорит: "У вас есть дорогой инструмент, но вы его не используете как инструмент управления".

А на Совете звучит: "Цифровизация – наш приоритет, ГИС – ключевой элемент".

Это не взаимоисключающие фразы. Но между ними нет моста – нет понимания, как сделать так, чтобы то, что задекларировано в политической плоскости, действительно заработало в практической.

Александр Войнов:

Ладно, инфраструктура и цифровизация. Но в отчёте прозвучало ещё одно неприятное место: недозагрузка объектов. Построено много, но более двух третей фактически не работают с нужной интенсивностью. Это что, ошибка планирования или отсутствие системы эксплуатации?

Разум объективный:

Это результат совпадения нескольких ошибок сразу.

  1. Ошибка стратегического планирования: "стройка ради стройки".
Объекты часто проектировались и строились не из логики: "где реальная потребность, какие есть кадры, какие программы, как будет обеспечена загрузка".
А из логики: "есть линия финансирования – надо освоить", "региону положено столько-то объектов", "мы выполняем индикатор по вводу спортивных площадей".
  1. Отсутствие модельной привязки к массовому спорту и системе подготовки.
Построить объект – это одно. Обеспечить:
  • тренеров,
  • расписание,
  • набор детей,
  • систему соревнований,
  • интеграцию с школами и вузами –
это совсем другой уровень работы.
Этого в большинстве случаев не делают системно. Отсюда – объект есть, живой спортивной жизни нет.
  1. Нет единого управленческого контура: кто отвечает за загрузку.
Счётная палата констатирует факт: загрузка низкая. Но нигде не прописано, кто персонально и институционально отвечает за то, что объект должен быть загружен не на 15–30%, а хотя бы на 70–80%. Пока нет ответа на вопрос "кто отвечает", будут отчёты о вводе в эксплуатацию и вечный дефицит реального использования.
  1. Не существует нормальной системы мониторинга использования.
Даже если ГИС "ФКиС" будет работать, кто-то должен:
  • ежедневно или еженедельно мониторить данные загрузки,
  • анализировать, почему по одним объектам 80%, а по другим 10%,
  • принимать меры: менять управленца, перегруппировывать программы, закрывать неэффективные форматы и т. п.

Этого управленческого цикла просто нет. Поэтому недозагруженные объекты – не случайность, а следствие отсутствия системы эксплуатации как таковой.

Александр Войнов:

Хорошо, тогда главный вопрос: отчёт Счётной палаты был до Совета. Президент уже знал или мог знать, что ситуация выглядит именно так. На Совете прозвучали очень жёсткие слова о необходимости менять систему. Но как это сделать, если сама управленческая машина не готова принимать такие сигналы?

Разум объективный:

Вот тут мы выходим на самую болезненную тему – несовпадение политической воли и управленческой архитектуры.

Президент задаёт направление:

– повысить эффективность;

– обеспечить реальную массовость;

– увязать инфраструктуру, кадры и цифровизацию;

– уйти от формализма.

Но эти сигналы попадают в систему, которая:

  • живёт логикой освоения бюджетов,
  • ориентируется на формальное выполнение индикаторов,
  • боится показывать реальные провалы,
  • институционально не заточена на честную обратную связь.

Чтобы политическая воля реализовалась, нужны:

  1. Изменённые механизмы ответственности.
Пока за результат (а не за отчёт) никто реально не отвечает – ничего не поменяется.
  1. Обязательная опора на данные аудита.
Отчёты Счётной палаты и других контрольных органов должны становиться не "тревожными документами для галочки", а дорожными картами для изменения управленческих решений.
  1. Интеграция цифровой платформы в систему распределения ресурсов.
Пока можно получить деньги на объект, не проходя через жёсткий цифровой фильтр ("нет доказанной потребности – нет финансирования"), ГИС останется декорацией.
  1. Новый тип управленческих кадров.
Нужны люди, которые умеют:
  • работать с данными,
  • принимать непопулярные решения (например, закрыть неэффективный объект или переформатировать его работу),
  • и при этом вести честный диалог с федеральным центром.

Без этого любые президентские Советы будут напоминать попытку рулить большим кораблём, не имея работающей системы приводов в машинном отделении.

ЭПИЛОГ

Александр Войнов:

Разум, если подвести итог: что важнее всего понять после чтения отчёта от 30 сентября и просмотра Совета, который состоялся позже?

Разум объективный:

Самое важное – признать, что отчёт Счётной палаты – это не про "плохой спорт", а про несостоявшееся управление спортом.

Он показывает:

  • несоответствие между объёмом вложенных средств и достигнутыми эффектами,
  • разрыв между декларируемой цифровизацией и реальным отсутствием данных и управленческих решений,
  • отсутствие целостной модели эксплуатации инфраструктуры,
  • и дефицит управленческой честности при представлении итогов работы.

Если после этого отчёта и Совета система сделает вид, что "всё в порядке, просто надо немного подправить методику отчётности", – она будет продолжать движение по инерции, теряя и ресурсы, и доверие.

Если же этот отчёт и факты, прозвучавшие в нём, станут отправной точкой для пересборки управленческой логики – у спорта в стране есть шанс выйти на качественно иной уровень.

Александр Войнов:

То есть в наших следующих разговорах нам придётся не только критиковать, но и предлагать: как должна выглядеть новая управленческая архитектура спорта, которая не боится правды Счётной палаты?

Разум объективный:

Именно так, Александр.

Критика без конструктивной модели – это просто эмоциональная реакция. Нам нужно попробовать описать, как могла бы работать система, в которой отчёт Счётной палаты не скрывают, а используют как инструмент развития. Это и станет логичным продолжением наших разговоров.

Разговор вел Александр Войнов

Узнать больше о персонах из публикации:
нет комментариев
Опубликовать

Поиск в архиве

c
 
 
по
 
 
Сбросить
Загрзка...
Наверх