Интернет газета Российский Стадион, новости и события по всем видам спорта. Календарь событий спорта. Результаты соревнований и игр. Архив новостей и событий в свободном доступе. Олимпиада, олимпийские игры, Пять колец над Российским стадионом, новости спорта, календарь событий спорта, архив новостей, спортивные новости, сочи 2014, стадион, эстафета олимпийского огня, спортивная индустрия.
stadium.ru RSS stadium.ru Добавить в закладки stadium.ru Подпишись на рассылку stadium.ru Разместить рекламу
x

Введите Ваш e-mail чтобы подписаться

Владимир Гомельский: "Баскетбол для меня - это жизнь!"

16:5224.04.2024

Для него на первом месте семья, жена Лариса, дети и внук. Но и об игре в оранжевый мяч он не забывает, а еще пишет книги и радует друзей изысками кулинарии. Обо всем этом, и об ИГРЕ в частности, поговорили с представителем семейной баскетбольной династии Гомельских – Владимиром.

Вас называют "голосом отечественного баскетбола" - что для вас эта игра?

- Я ведь начал играть в баскетбол еще до собственного рождения. Я родился 20 декабря 1953 года, а в мае месяце моя мама, Ольга Павловна, еще играла за питерский "Спартак" в первенстве Ленинграда. Так что баскетбол для меня - это жизнь! И на самом деле, другой-то жизни я себе и не представляю. И мне такая жизнь нравится.

Ваш отец Александр Яковлевич Гомельский - Олимпийским чемпион, 2-кратный чемпион мира и 8-кратный чемпион Европы, ваш дядя Евгений Яковлевич Гомельский также Олимпийский чемпион и многократный чемпион Европы – не тяжело ли было расти и строить карьеру при таких родственниках, помогало ли это или мешало?

- Мой отец и мой дядя – родные братья, Олимпийские чемпионы с разницей в 4 года. Они родные люди, и для меня они подавали пример. Их преданность своему делу, своей работе, их смысл жизни для них был в их работе. И я рос с этой мыслью, я не выбирал себе вида спорта, я не выбирал себе профессии, я следовал их примеру. Честно говоря, и оценивал-то я себя как игрока (я не видел, как папа и Женя играли в баскетбол, как мама играла), сравнивая с другими людьми. Как тренера, а я отработал тренером 10 лет, я всегда сравнивал себя с отцом в первую очередь. И, честно говоря, сравнение было не в мою пользу. От этого я работал только активнее, и я бы сказал – агрессивнее.

Баскетбольное дерби братьев Гомельских: один тренировал ЦСКА, другой - московское "Динамо" - как это было?

- Это было классное и интересное зрелище. Московское "Динамо", которое тренировал мой дядя Евгений Яковлевич, имело в составе достаточно амбициозных и высококлассных игроков, а ЦСКА всегда был раздражителем, и поэтому матчи между ними в рамках чемпионата СССР – это было потрясающее зрелище, и не важно, что чаще выигрывал ЦСКА. Важно, что зритель на эти матчи толпой валил. Был какой-то момент, когда я был на этих играх только зрителем, а был момент, когда я уже играл за ЦСКА и выходил на площадку. И на своей коже чувствовал, как хотели динамовцы победить. Но видимо мы, цсковцы, хотели не меньше. Интересный факт: во время матча братья могли обмениваться далеко не нелицеприятными высказываниями друг о друге. Но заканчивалась игра, и не важно, как она закончилась – собирались все за одним семейным столом, и тут уже следовали шутки. Тут не разбор игры был, а – вот вам пример. Как-то Евгений Яковлевич, который в нашей семье обладает самым лучшим музыкальным слухом, спел куплет: "Дорогое мое "Динамо", золотое мое ЦСКА". Вы же понимаете, что борьба спортивная заканчивалась со свистком судьи, в том, что матч закончен, а братство, родство – все это продолжалось всегда.

Сами вы трехкратный чемпион СССР по игре в оранжевый мяч, да и те же три раза выигрывали чемпионат в качестве тренера. Есть разница в ощущениях этих чемпионств – в качестве игрока и тренера?

- Ну, конечно же, есть разница. Вы должны понять, что восприятие игры и оценка своих действий у игрока в корне отличается от тренера. И когда я стал тренировать, да, я знал, что, в самом деле – в поражении всегда тренер виноват, а не игроки. Но я даже не пытался вспомнить, как я оценивал сам себя как игрока, я оценивал себя как тренера. И мне был очень важен не только результат, не только победа, мне еще важно было услышать мнения тех людей о своей работе, о том, как я вел игру – чье мнение для меня что-то значило. А это папа, это мой дядя. Ко мне очень неплохо относился Владимир Петрович Кондрашин (советский баскетболист, советский и российский баскетбольный тренер – прим. автора) – его мнение я очень ценил. Правда, я редко получал это мнение, но, тем не менее, вот такие для меня были авторитеты. И мне хотелось от них услышать похвалу, хотя, дождаться похвалы от папы – это что-то нереальное. Он гораздо чаще, даже в случае моих побед, меня критиковал.

Что же нужно было совершить, что бы убедить актрису, вашу будущую жену Ларису, с десятком ролей за плечами бросить кино и переехать из Ленинграда в Москву?

- Это очень личное: встреча с Ларисой, наше знакомство, наш конфетно-букетный период – он начался, как удар молнии. Я понял, что увидел женщину, которую я не встречал раньше никогда. Она настолько покорила мое сердце, что у меня сомнений не было никаких. А когда у меня нет сомнений, я могу быть очень убедительным. И поэтому, в тот день, когда я сделал предложение: "Выходи за меня замуж!", Лариса, наверное, минуту, промолчала – а потом сказала: "Да!". И выставила условие, которое я с удовольствием выполнил – таким образом, и получилось, что она переехала из Питера в Москву. Мы стали мужем и женой, мы здесь в Москве расписывались и я счастлив все эти 35 лет.

Как вы из тренера переквалифицировались в комментатора?

- У меня был достаточно большой перерыв: моя тренерская деятельность закончилась в 1986 году, по независящим от меня причинам. Я очень по этому поводу переживал. И только через три года меня, к сожалению, очень рано ушедший из жизни Владимир Фомичев пригласил помочь ему в комментировании программы, которая называлась "Лучшие матчи НБА". Но до этого произошел совсем другой случай: я благодарен Ларисе, своей жене, за то, что она придумала мне эту профессию. Мы еще не были женаты, а программа эта в 1989 году уже шла. И мы как-то сидели в ресторане у ее знакомых на тогда Кировском, теперь Каменноостровском, проспекте, был включен телевизор. И шла эта программа, комментировал матчи Фомичев – звука нет, и я начал объяснять Ларисе, что там происходит. А к концу матча возле нашего столика собралось с десяток человек, которые меня внимательно слушали. Мы дообедали, расплатились, вышли на один из любимых моих проспектов питерских, и Лариса мне сказала, причем, без улыбки, серьезно: "Вот, чем ты должен заниматься, а не той фигней, которую ты делаешь у себя на работе". К слову, я в тот момент был начальником спортивного клуба армии Московского военного округа. В общем: она, приглашение Фомичева – все это не случайности, это проведение Божьи. И я стал комментатором: не сразу комментировать начал, комментатором я стал гораздо позднее.

Чем вам запомнился первый репортаж из Сиэтла с Игр Доброй Воли?

- Мне тогдашний руководитель спортивных программ ЦТ Александр Владимирович Иваницкий сказал: "Поедешь в Сиэтл? Я тебе микрофон дам, а командировку оформить не могу". Но так получилось, что я до Сиэтла добрался, нашел гостиницу, где размещалась вся бригада, поставили мне раскладушку в одном из номеров. И действительно, ЦТ транслировало баскетбольные матчи СССР и США – все матчи этих команд, между собой они встретились только в финале. И первый матч, который я комментировал, был сборной США – игроков я знал. Моя комментаторская позиция была у центральной линии площадки, слева в метра от меня комментаторская позиция CNN, где главным аналитиком сидел великий Рик Бэрри (Американский профессиональный баскетболист, выступавший за NCAA, Американскую баскетбольную ассоциацию и Национальную баскетбольную ассоциацию – прим. автора). Я когда его увидел, то на какое-то время потерял дар речи – я то знал, каким великим игроком он был. Очень волновался за меня Иваницкий, комментаторская позиция была рассчитана на трех человек – и он ко мне подсел. Надел гарнитуру, микрофон свой выключил и слушал внимательно, как я комментирую матч. В перерыве я собирался выйти на "перекур", но Иваницкий меня остановил и стал показывать, что он записывал. Он объяснил мне, что не понимает, что такое "данк", "блок шот" и другие термины, которые в баскетболе общеприняты – американская же игра, английские термины. Сделал мне замечание – избежать, и я в тот же вечер начал составлять словарик, как на русском языке объяснить что такое "данк", "блок шот" и так далее. И у меня получилось – вот видите, это я запомнил. У меня были с собой сувениры, и я после игры подарил Рику олимпийского медвежонка с Олимпады-80. А у него отдариться нечем было, и он мне сказал замечательную фразу: "Смотри, мы работаем вчетвером: три комментатора на позиции, а еще одна женщина с микрофоном и переносной камерой что-то добавляла в тайм-аутах, "летучие интервью" на противоположной стороне площадки. Сколько же тебе платят, какой ты богатый?" Но я не стал объяснять Рику Бэрри, что сплю на раскладушке и до Сиэтла добрался за свой счет, и не платят мне вообще ничего. А на следующий день, после того, как мы откомментировали игру сборной СССР, он меня пригласил на обед. Обед был роскошный!

"Хочешь быть полезным на ТВ - учи другие виды спорта!" - сказал вам отец. Почему вы комментировали практически все виды спорта, кроме футбола?

- В 92-м году (XXV летние Олимпийские игры 1992 года проводились в Испании с 25 июля по 9 августа 1992 года – прим. автора) в Барселоне получилась такая ситуация: на следующий день после Открытия Олимпиады на Игры прилетел отец, он тогда работал в Сан-Диего, США. У него ни аккредитации, ни гостиницы не было заказано, и хорошо, что меня Москва предупредила, что он прилетает. Это была первая Олимпиада, на которой я комментировал свой баскетбол и еще работал ночным шофером, машина была в моем распоряжении – я в аэропорт поехал, папу встретил и привез его к себе. А это называлось "Журналистская деревня", располагалась она в Бадалоне. Я заказал для отца пропуск, это я мог сделать, и уступил ему свою койку. А через три дня он получил все необходимые аккредитации, но ему понравилась наша компания, и он у нас остался. Я купил себе надувной матрас и спал на лоджии. Отец внимательно следил не только за баскетбольным турниром, но еще более внимательно – за тем, что я делаю. Меня то привезли в Барселону, чтобы я комментировал матч "Дрим Тим", составленной из лучших игроков НБА, что я с удовольствием и успехом делал. Там же и произошел эпизод, когда меня попросили "дырку закрыть" - я комментировал 15 минут бадминтон, ужасно комментировал. Когда Олимпиада закончилась, то мы с отцом улетали в разные стороны: я с бригадой в Москву, а отец летел до Атланты. И уже в аэропорту он мне сказал: "Хочешь быть полезным на таких соревнованиях, а тебе это интересно, учи другие виды спорта". И уже к Зимней Олимпиаде 94-го года (XVII зимние Олимпийские игры проходили с 12 по 27 февраля в Лиллехаммере (Норвегия) – прим. автора) я выбрал те виды спорта, по которым не было специалистов: санки и бобслей. А потом я свой диапазон только расширял. Методика подготовки к репортажу, не важно, по какому виду спорта, она все равно совпадает. Я научился достаточно быстро подготавливаться к другим видам спорта, и мое руководство всегда этим пользовалось. Невозможно ведь привезти на Олимпиаду, это дорого стоит, лишнего человека: платить за его аккредитацию, кормить его, размещать – и по этому поводу мной с удовольствием "дырки затыкали". Чего я на Зимних и Летних Олимпиадах только не комментировал, и я этим горжусь. По поводу футбола – все стремятся комментировать футбол, что я им буду конкуренцию составлять? Я никогда не стремился к этому, и так получилось, что это один из немногих видов спорта, которые я не комментировал.

Годы работы на телевидении – это "наркотик" или полет творческой мысли?

- Это не то и не другое. Понимаете, я люблю свою работу, вот уже 35-й год я комментирую на телевидении спортивные программы, много лет вел свою аналитическую программу. Это – работа, творческая работа. Самое главное в том, что эта работа по-прежнему доставляет мне удовольствие. И я, откомментировав баскетбольный матч и получив после этого критику от жены, от коллеги, которого попросил послушать, и если эта критика конструктивна – я довольный и голодный возвращаюсь домой. Если бы мне эта работа надоела, я бы давно ее бросил.

В чем принципиальное различие между комментированием Олимпиад и "Ледникового периода", ну если оно есть?

- Когда я комментирую спортивные соревнования, в которых идет борьба за голы, очки, секунды, то я проникаюсь азартом этой борьбы, потому что это очень захватывающе. Почему спорт смотрит многомиллионная аудитория? Потому что они тоже захвачены этим зрелищем, точно так же как и я. Как написано в учебнике – я создаю аудио сопровождение той картинки, которую мы видим все. И конечно, Олимпиада – самое важное спортивное событие, самое важное соревнование, где борьба особенно острая и особенно конкурентная. В "Ледниковом периоде" совсем другая история: да, эти пары между собой соревнуются. Но самое главное, не та техническая подготовка, которой обладает или не обладает выступающий, а имидж, и вот на этом я делаю акцент. Если я понял сюжет номера и мне есть что рассказать по этому поводу после того, как номер откатали, я с удовольствием об этом расскажу зрителям. Главное – образ, который создают эти люди, один из которых бывший профессиональный спортсмен, а другой – любитель. Поэтому разница огромная, и я доволен тем, что мне судьба предоставила шанс комментировать и "Ледниковый период". Это совсем другой тип работы.

Вы создали свой баскетбольный сайт. Что послужило триггером для этого и зачем он вам?

- Идея создания сайта принадлежала не мне. Мне рекомендовала создать сайт и отвечать на поступающие вопросы тогдашний генеральный директор канала "НТВ Спорт" Анна Владимировна Дмитриева. Это ее идея. Я воспринял это как лишнюю нагрузку, но, наверное, через год, уже втянулся. И поэтому уже 13-й сезон сайт существует, люди, которые задаются какими-то вопросами, получают от меня ответы. А сейчас, уже больше года, создан и Телеграмм-канал (@GomelskyBasket) - эта идея принадлежит Ларисе, моей жене. И там я по многим баскетбольным вопросам размещаю свое мнение, и читаю те отзывы, которое это мнение вызывает. Не всегда приятные отзывы, но все-таки реакция есть, и я доволен.

"…у наших игроков вырабатывается стереотип - отдай мяч легионеру, не бери на себя ответственность. Эта тенденция продолжается уже много лет. Пытаюсь вспомнить исключения, но никого кроме Алексея Шведа вспомнить не могу", - так вы писали на своем официальном сайте. Так в чем же феномен Шведа?

- От своих слов я ведь не отказываюсь. Понимаете, с одной стороны, то, что в тренировочном процессе всех команд Единой Лиги ВТБ принимают участие легионеры, игроки, как продукты других баскетбольных школ, американской, французской, испанской – это очень хорошо и полезно. Другое дело, что у наших игроков на площадке возникает идея фикс – они не хотят брать на себя ответственность за результат. Вот у нас есть легионер, он зарплату большую получает, отдам-ка я ему мяч, и пусть он придумывает, что с ним делать. И исключением за последнее десятилетие я называю только Алексея Шведа. Он сильный, индивидуальный игрок, у него лидерские качества в характере заложены, и он эту ответственность на себя взять не боится, а его индивидуальное мастерство позволяет ему это сделать. И сейчас, когда Швед уехал в Китай, и когда очень сильные легионеры покинули наш баскетбол – я все жду, когда кто-то из наших баскетболистов возьмет на себя лидерские функции. Но, к сожалению, такого как Швед, у нас не появилось. Есть сильные игроки, но, увы, они тоже прячутся за спины легионеров.

Александр Белов и Сергей Белов, Иван Едешко, Арвидас Сабонис, Владимир Ткаченко, Александр Белостенный, Сергей Базаревич – почему сейчас таких баскетболистов нет, ну опять же, если не вспоминать Шведа?

- Наверное, я думаю, что я знаю историю отечественного баскетбола лучше вас, и поэтому тот список фамилий, который вы назвали, я могу расширить. Здесь нет Саши Волкова и Сережи Тараканова, здесь нет Шарунаса Марчюлёниса и Александра Сергеевича Кулькова. Здесь очень многих звезд отечественного баскетбола нет. В СССР было девять различных не только по уровню подготовки, но и по качеству подготовки баскетбольных школ. Три прибалтийские, две украинские, три российские, грузинская – и эти игроки высокого уровня отличались друг от друга. И техникой, и своим восприятием тактики, и своей роли на площадке. И именно поэтому сборные СССР были так неудобны для других соперников. И поэтому сборная СССР, укомплектованная лучшими представителями этих школ, выигрывала Олимпийские игры, Чемпионаты мира, Чемпионаты Европы, клубные турниры. Работали гениальные, я не побоюсь этого слова, детские тренеры, которые воспитывали с самого раннего возраста. Ведь почему получился Сабонис, потому что Юрий Федоров, его детский тренер, провел его по всем амплуа. Сабонис начинал в детской спортивной школе как разыгрывающий защитник, он был самым маленьким в команде. А потом начался период бурного роста и он, после разыгрывающего стал играть атакующим, а еще через год – форвардом, а еще через четыре года он стал центровым. Он умел обводить, отдавать передачи, бросать со средней и дальней дистанции – так получился Сабонис. Памятник Федорову нужно ставить в Каунасе за одного этого игрока, а он же не одного Сабониса воспитал. И то же самое Михаил Кекелидзе в Грузии, у которого Зураб Саканделидзе и Михаил Коркия стали Олимпийскими чемпионами. И я могу называть этих тренеров, которые, ну да, звания Заслуженных тренеров СССР они все получили, но они не воспитали, у них не было возможности, воспитать свою смену. А при распаде СССР литовская баскетбольная школа сохранилась, латышская, эстонская – сохранились, а в России-то даже такая известная своими великими игроками школа как ленинградская – нет. И там тоже, в Санкт-Петербурге памятник заслужил Анатолий Иосифович Штейнбок. У нас сейчас проблема с количеством высококачественных и хорошо методически подготовленных детских тренеров. Решим эту проблему – возродим наш баскетбол. Не решим – так и будем рассчитывать на легионеров.

Что не так с фильмом "Движение вверх"? Или это мой старческий сарказм?

- Тем двум молодым людям, которые писали сценарий фильма "Движение вверх" нарассказывали историй, которые происходили с лета 1970 по лето 1974 года. И они все эти истории вставили в свой сценарий. Большинство этих историй правдивы. Конечно, не было этого баскетбольного матча в Нью-Йорском Гарлеме, когда на улице играли с молодежью. Но, в основном – было, и, честно говоря, спасибо, потому, что это первый классный фильм о баскетболе. Я посмотрел его с удовольствием. И то, что он вызвал неравнозначные отклики, что сделаешь – мы все разные и у каждого свое мнение. Я этот фильм, повторяю, посмотрел с удовольствием.

Почему вы не комментируете матчи баскетбольного ЦСКА?

- Я не являюсь штатным работником Матч ТВ, и когда меня приглашают комментировать какие-то матчи – я с удовольствием прихожу и комментирую. А о том, почему Матч ТВ не назначает меня на игры ЦСКА, так это надо спросить у них и у тех людей, которые обращаются к ним с этой просьбой, чтобы я матчи ЦСКА не комментировал. Кому-то правда глаза режет.

Вы написали несколько книг об игре, а также о вашем отце, которая называется "Папа". Что вас сподвигло на литературный жанр и есть ли планы в этом направлении?

- Папа умер в 2005 году. Приближалось его 80-ти летие в 2008 году. У меня возникла идея, которую поддержала Лариса, написать папину биографию, таким образом почтить его память. К сожалению, сама по себе работа над книгой закончилась вовремя, но, то издательство, которое со мной заключило договор на эту книгу, которая называется "Папа. Великий тренер", поставило условие: для начала я для них напишу книгу-альбом об НБА. И именно это не позволило, чтобы книга вышла в январе 2008 года, она вышла позже. Но, честно говоря, я приобрел опыт, и после этого я еще написал. Есть ли у меня планы еще написать – скорее ДА, чем нет. Но, как то я сомневаюсь в выборе темы. Но я думаю, что еще напишу.

Приходя на могилу к отцу на Ваганьковском, вы часто с ним разговариваете (цитата из вашего интервью) – о чем спрашиваете?

- Вы спрашиваете об очень личном. Мне папы не хватает. Мне не хватает его как коллеги по комментаторскому цеху. Мне не хватает его жизненного опыта и умения разбираться в людях. Естественно, я спрашиваю его о чем-то, что меня волнует. Но не всегда я готов этими вопросами и этими ответами делиться.

Три месяца назад вас исполнилось 70. Что чувствует человек, которому к стольнику осталось всего-навсего три десятка лет?

- Семьдесят лет - это хороший возраст! И чувствую я себя вполне хорошо, и я не знаю, как я должен чувствовать себя на свой возраст, потому, что я чувствую себя так, как я себя чувствую. Я люблю свою работу, я в доме, в своей семье тоже выполняю свои обязанности. Причем Лариса сделала так, что эти обязанности мне интересны и приятны. Я люблю готовить – и я готовлю. Мы живем достаточно разнообразной жизнью, мы не зациклены на моей работе. У нас растет замечательный внук, мы следим за успехами наших детей - все это приносит радость. Я не хочу хвастаться, но своей жизнью я доволен. Сколько мне Бог отпустит, я хотел бы прожить именно так.

Ваше любимое блюдо, приготовленное своими руками – и откуда такая страсть к кулинарии?

- Про кулинарию я люблю – и не только порассуждать. Я и поесть вкусно люблю и вкусно приготовить могу. Но разделение труда на кухне это же очень важный момент. Я ведь не готовлю обед и ужин каждый день – я готовлю праздничные столы. Есть блюда, которые я готовлю и которыми я горжусь, потому, что они получаются, с точки зрения моих гостей и друзей, очень вкусными. Например, утка конфи по-французски с грушами. Я этот рецепт все время усовершенствую. Вообще, я никогда не стеснялся зайти на кухню в ресторане, поздороваться с поваром, спросить у него – как это получилось? Я много путешествовал в своей жизни и привез уникальный рецепт неаполитанской пиццы из Нью-Йорка. А из Венгрии привез рецепты гуляшей, потому что их в венгерской кухне много – и я умею их готовить. Да, это длительный процесс. Мы с Ларисой два раза в год готовим холодец – это долгий процесс, но какое же удовольствие, когда все получается, когда на стол подается чисто русское, традиционное блюдо. Мне очень жаль, что у меня не вяжется с тестом – я не пеку, выпечкой занимается Лариса. Но все остальное я вам с удовольствием приготовлю и скажу, какие продукты и специи надо покупать.

И главный вопрос – баскетбол, Лариса или кухня?

- Я мужчина, то есть соединение "мужа" и "чина" – если разобраться в этом слове. У меня семья, у меня любимая жена Лариса. У меня дети, у меня внук. Я несу за них ответственность, и естественно, что Лариса и моя семья для меня на первом месте. А все остальное – вторично. Я считаю, правда, я не сам это придумал, что если каждый мужчина в первую очередь будет нести ответственность за свою семью, то все остальное у него получится. Он будет успешен, семья - главное!

Владимир Сабадаш

Фото – из личного архива Владимира Гомельского

нет комментариев
Опубликовать

Поиск в архиве

c
 
 
по
 
 
Сбросить
Загрзка...
Наверх