Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России, эксперт "Российского Стадиона"Рудольф Незвецкий в формате "мысли вслух" рассуждает о смыслах и судьбах олимпизма и олимпийского спорта.
Найти ответ на вопрос, что такое Олимпийские идеалы, мне кажется, также трудно, как и ответить на вопрос – что такое человек. И если Человек – это "космос в себе", то идеалы олимпизма, нравственные ценности олимпийского движения – это аромат человечества, его вечная милая и наивная юность, богатая и яркая краска в картине мироздания, тонкая, но прочная нить в основе ковра человеческой цивилизации.
Давайте попробуем определить, что же такое олимпизм сегодня и, в чем причины угасания олимпийских идеалов в современном мире?
Для этого предлагаю посмотреть на истоки. Начнем с известных всем определений классика. Вот что по этому вопросу думал легендарный Пьер де Кубертен:
О спорт! Ты – справедливость!
Ты указываешь прямые, честные пути, которые ищут люди для достижения целей, поставленных в жизни…
О спорт! Ты – благородство!
Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно…
О спорт!
Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе…
О спорт! Ты – прогресс!
Ты способствуешь совершенству человека самого прекрасного творения природы…
О спорт!
Ты убеждаешь, что прогресс физический и прогресс нравственный – два пути к одной цели…
О спорт! Ты – мир!
Спорт, как социальное явление.
Я хотел бы прежде всего подчеркнуть ту бесспорную истину, что спорт – это особая форма общения людей, общения через соперничество, и, следовательно, мы вправе рассматривать спорт как моральную общность.
Добавим, что организационная структура современного спорта охватывает практически весь мир. По уровню развития спорта судят об уровне социального развития страны.
Разношерстный мир, тем не менее признает за олимпизмом право обращаться к любому человеку и всему человечеству с позиции сформированной, сложившейся самоценной жизненной философии, с позиции ярко выраженного образа жизни, идеал которого – гармония тела и духа, создание мирного общества, которое заботится о сохранении человеческого достоинства.
Человек в своей жизни опирается на этику. Наша нравственность – это первая сила, способная формировать действительность.
В чем же смысл жизни и спорта?
Если самовыражение является доминирующей потребностью человеческой натуры, если быть значительным является одной из главных черт, отличающих нас от животных, если любовь, тщеславие, лидерство, гордость, желание принести пользу людям – все это в наших сердцах и двигает нами. Давайте это признаем и согласимся, что источником развития морали сегодня выступает сильнейшая потребность цивилизованного человека в личностном самоопределении и эта родовая способность человека рождает самосовершенствование.
Мне кажется именно этику самосовершенствования можно рассматривать как основу смысла жизни и спорта на современном уровне понимания.
Кубертен избрал в качестве модели спорт Древней Греции. Вспомним, в духе древних олимпийских игр спорт – это символ открытой и честной борьбы, основанной на уважении к участникам.
Видимо нет человека, который не желал бы стать лучше. Каждый хочет возвысится в глазах окружающих и своих собственных. Каждый желает внести в этот мир свой вклад человечности, славы, выступает лидером, надеясь на признание своих заслуг.
Мы все свидетели того, как в начале 70-х годов происходила переоценка роли и места спорта в современном обществе. Естественно, менялись взгляды и на самого спортсмена, который во многих странах мира стал рассматриваться как общественная фигура, на которую равнялось молодое поколение.
Уместно вспомнить, что Альберт Швейцер, отец "этики благоговения" считал, что не познание и не практика, а переживание составляет самую существенную связь человека с миром. Отсюда видно, какая уникальная и высшей степени важная роль морального авторитета и одновременно проводника определенных нравственных ценностей отведена атлету самой жизнью.
Мораль отражает спорт в категориях добра и зла, долга, чести, совести, мужества, справедливости. К спортивной ценности, производимой в результате всего этого, предъявляется требование – она призвана стать стандартом вдохновения, сделать нечто хорошее для людей общества. По всей видимости это невозможно, если главное действующее лицо – атлет не будет придерживаться стандартов духа честной спортивной борьбы.
Профессиональная спортивная этика выступает как система нравственных требований, предъявляемых к спортсмену, тренеру, спортивному судье, зрителю (болельщику) в их отношении к обществу, к своей роли, к своим коллегам.
Почти полвека назад олимпийский конгресс (Варна, 1973г.) обратился ко всем спортсменам, которым дороги идеалы олимпийского движения с призывом "соблюдать высокие моральные принципы честной игры во славу спорта и работать таким образом, во имя олимпийских идеалов и в том числе товарищества и мира".
С тех пор утекло немало воды. И соотношение утилитарного (победа) и нравственного удовлетворения от самой деятельности (нравственный аспект) коренным образом изменилось в пользу утилитарного.
Вместе с тем, принцип "победа любой ценой" - все громче заявляет о себе в современном мире и, как следствие, в современном спорте.
Именно этот принцип, попирающий этику спорта, основанную на олимпийских идеалах, приводит, в конечном счете, к агрессивности и насилию в спорте, к допингу и "химическим роботам", к деградации моральной культуры спортсмена-олимпийца.
Всем понятно, что призыв к несуществующим идеалам, как правило, приводит к лицемерию, лжи и коррупции. Не даром, например, вокруг проблемы любительства в истории спорта сломано больше всего копий, а решение так и не найдено.
Мы, между тем, видим, что олимпийское движение в последние 30 лет осеняет своими широкими крыльями не только участников олимпийских игр, но и движение "Спорт для всех", спорт для инвалидов, детские и юношеские спортивные игры и многое другое.
Это означает, что олимпийские идеалы расширяют сферу своего действия, и, может быть, несколько уступив свои позиции на уровне спорта высших достижений, тем не менее углубляют свое воздействие на умонастроение человечества.
В словах Олимпийского Гимна и сегодня звучат ноты морального закаливания человека:
"В беге, борьбе и силе
Состязаний благородных ИГР
Вдохнови порыв
И, коронуя нас венком
Вечнозеленым,
Придай нам крепость стали, достоинство и честь".
А, что же сегодня?
Невозможно отрицать, что телетрансляции спортивных зрелищ стали частью царства бизнеса, что денежный поток, изливающийся от телевидения и спонсоров, может и укрепил тела спортсменов, но, несомненно, ослабил их дух, что моральное давление на атлета со стороны зрителей и государств, которые они представляют, постоянно усиливается.
И не обвинять спортсмена мы должны, ошибочно видя в нем все средоточие всего негативного в современном спорте, а наоборот помочь ему в той борьбе, которую он ведет с собой и соперником, и с нами, зрителями, моделируя за нас и для нас экстремальные ситуации сегодняшней далеко не простой жизни человечества.
В этих же целях в области спорта уже давно развёрнута деятельность по разработке кодексов поведения участников. Действительно, во всех профессиях существуют свои кодексы чести и определенные стандарты поведения. Суть всех кодексов идентична – они должны ставить интересы профессии выше собственных.
В спорте разработаны зрительский кодекс поведения, кодексы поведения игрока, профессионального спортсмена, тренера, судейский кодекс поведения, кодекс поведения врача, руководителя, журналиста.
Эти кодексы призваны составить основы профессиональной этики спорта.
Отметим, что профессор В.В. Столяров, рассматривая проблемы спорта высших достижений и олимпийского движения справедливо указывает, что в нашей стране пока не получили должной теоретической поддержки такие вопросы, как "о сущности, идеалах и ценностях СВД и Олимпийского движения"; "о социальном статусе спортсмена-олимпийца"; "о взаимоотношении спорта и политики"; "о воздействии спорта на личность".
А завтра что?
Сегодня мировое олимпийское движение переживает нелегкие времена. На страницах "Российского стадиона" регулярно появляются публикации, в которых резко критикуется состояние дел в российском спорте, прежде всего отсутствие необходимой эффективной системы управления в отрасли физическая культура и спорт, а также печальное состояние кадрового тренерского состава. Сведено на нет воспитательное значение в системе подготовки спортсменов высокого класса.
Спортивная этика, нравственное воспитание физкультурников и спортсменов существует в лучшем случае только на бумаге. Нет сильного, нацеленного на детально разработанные цели и задачи, кадрового начала. Нет четкой постановки задач, систематического контроля за выполнение порученного дела, и, самое главное, нет у нас и своей идеологии российского спорта. А что есть? Имитация, имитация, имитация…
В мире же Олимпийские идеалы настоятельно требуют своего возрождения и просят заняться, в духе времени, насущной проблемой экологии души самого спорта высших достижений и олимпийского движения.
Было бы очень своевременно и правильно нашему Олимпийскому комитету взять на себя решение этой важной и непростой задачи. Естественно речь идет об организации воспитательной работы в сфере СВД и, конечно, детско-юношеского спорта.
Богатый опыт такой работы в СССР имелся. Не грех воспользоваться.
С учетом особенностей современной России надо будет разработать необходимые программы и организовать их выполнение на базе вовлечения в эту кампанию ветеранов спорта, олимпийских чемпионов, деятелей спортивной науки, работников отрасли ФиС, журналистов и просто думающих болельщиков, и любителей спорта.
Я лично с большим удовольствие принял бы посильное участие в этом благородном деле.
Необходимо иметь в виду, что имеющаяся, в рамках МОК Комиссия по этике может, в лучшем случае, только обобщить работу НОКов и Международных спортивных федераций, потому что сам МОК в этом направлении практически не работает.
Не могу не отметить новое явление в спортивном мире - в ряде стран Европы пошли на объединение своего НОКа и своих спортивных федераций в одну организацию.
Напомню: В 1896 году на 2-й Сессии МОК в Афинах было принято решение о создании НОК в каждой стране. Практически до 1965 года МОК не обращал особого внимания на НОКи. Но в 1968 году национальные олимпийские комитеты объединились в "Постоянную Генеральную Ассамблею НОК" (ПГА НОК).
В 1967 году большинство Международных спортивных федераций создали своё объединение – Генеральную Ассамблею международных федераций (АГФИ).
Как и Объединение Национальных олимпийских комитетов, АГФИ не признавалась МОК.
43 года МОК всячески уклонялся от созыва Олимпийских конгрессов (1930, Берлин; 1973, Варна). Причины - непростые отношения МОК со многими НОК и МСФ, выразившиеся в различных взглядах на развитие Олимпийского движения.
Но теперь, когда НОКи и МСФ набрались сил и ведут свою независимую от МОК политику, очень может быть, что именно они смогут (и будут вправе) предъявить МОК свои давние претензии и "просить его подвинуться на олимпийском ристалище".
Дорогой читатель! Подключайся к обсуждению столь не простых, но принципиально важных вопросов, от решения которых зависит наша жизнь.
Публикаций (18)
Спортивный функционер, член союза журналистов России, член союза писателей России
Комментарии по видам спорта (67):
Виды спорта
Комментарии по темам (65):