Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Эксперт "Российского Стадиона" Владимир Славский продолжает разговор о необходимости модернизации национальной системы соревнований и системы отраслевого управления.
***
На днях заместитель министра спорта Одес Байсултанов сообщил спортивной общественности о том, что принято решение возродить институт государственных тренеров.
Дело хорошее и направление верное, но этот шаг не вписывается в сложившуюся систему отношений в отрасли поскольку они (команды) не имеют официальной ежегодной оценки. Не имеют, так как отсутствуют официальные критерии этой оценки. Деньги выделяются, а итоговых оценок нет. Нонсенс. Нет оценок, а значит отсутствует и контроль. Значит и работу государственного тренера объективно оценить невозможно.
Подобная тенденция относится и к ключевым направлениям спортивной деятельности, как например, к календарю спортивных мероприятий - основе спортивного движения в России.
Кто в состоянии ответить на этот вопрос? Почему мы сумбурно назначаем (заметьте, не планируем) спартакиады школьников молодежи и студентов? Зачем вводим Спартакиаду сильнейших и включаем в календарь новые старты, в том числе и международные, которые явно не приживутся в нашей системе? И, при этом, боимся возродить свою родную Спартакиаду народов России?
Если вместо того, чтобы возрождать национальную систему соревнований мы будем множить количество турниров, в том числе организованных на базе различных межгосударственных объединений, мы непроизвольно будем содействовать политизации спорта.
Наверное, кто-то скажет "вот опять взялся за старое". Да я и сам об этом думаю. Конечно, хотелось бы внести что-то новое и желательно долгоиграющее, но, к сожалению, ничего придумать не могу и от других специалистов пока заслуживающих внимания предложений не слышал.
И здесь снова возникает вопрос. А почему? А может быть вообще нет смысла что-то выискивать и придумывать. И поэтому я по-прежнему (на мой взгляд аргументированно) через прессу отстаиваю свою позицию за сохранение и приумножение проверенных временем национальных традиций.
И в подтверждение этой мысли сообщаю, что на протяжении почти четырёх лет в "Российском стадионе" мною было опубликовано более 50-ти статей и в книгах "Зрячий видит за бугром", "Мощное оружие" и "Время не ждёт" мною изложены предложения по усовершенствованию системы управления спортивным и олимпийским движением в России. Знают ли об этом в инстанциях? Думаю, знают, но игнорировать мнение других в верхах стало нормой. Какая пресса, какие специалисты на стороне? Ведь должности "гарантируют всезнайство".
Нашему отечественному спортивному движению очень повезло.
Не смотря на проблемы в стране, после развала СССР спортивная отрасль получает стабильные привилегированные условия для развития, в том числе не забыты и общественные спортивные организации. Я согласен с Еленой Вяльбе в том, что "Государство - лучший спонсор российского спорта".
Вот и сейчас Правительство РФ приняло Постановление о целевых отчислениях от азартных игр для дальнейшего укрепления общественных спортивных организаций, а ОКР получил право финансирования зарубежных спортсменов во всероссийских стартах. Кроме этого, вышло ещё немало различных распоряжений и инструкций для поддержки и развития спортивного движения в России.
Таким образом, для выполнения основной задачи по привлечению к занятиям физической культурой и спортом 70 % населения, а на международной арене быть в тройке в общекомандном зачете созданы все необходимые условия.
Поскольку государство является "лучшим спонсором Российского спорта" то все спортивные организации в стране (в том числе и общественные) должны работать под государственным контролем.
Минспорта РФ необходимо организовать свою систему управления таким образом, чтобы каждая из государственных и общественных спортивных организаций не информировала бы главное спортивное ведомство в стране о результатах своей деятельности формально, как это делается сейчас, а отвечала бы за достижение конечной цели, которую ей сформулирует министерство. И получало бы оценку своей деятельности эта организация только от министерства спорта, со всеми вытекающими организационными и финансовыми выводами.
И, как вопрос номер один, необходимо отрегулировать содержание спортивного календаря, в основу которого должен быть заложен международный принцип (олимпийский четырехгодичный цикл), в который включены открытые чемпионаты России (возможно и первенства), в котором обязательно присутствует четырехгодичная Спартакиада народов России.
Именно эти старты и должны стать "особо значимыми". По их результатам спортсмены, тренеры и соответствующий персонал должны получать звания и стимулирующие материальные поощрения, а не так, как сейчас "от случая к случаю".
Читаю прессу. "Более 120 российских спортсменов получили компенсацию за пропуск соревнований". Что такое "более"? Подобное решение вызывает недоумение, поскольку 80% спортивного успеха спортсмена зависит от решения организационных вопросов. Подобные примеры - это продолжение многих спонтанных решений, которые для руководителей в инстанциях стали нормой.
Эти и другие примеры говорят о том, что назрела необходимость для Минспорта РФ взять власть в свои руки.
Знаю, что согласно закону общественные спортивные организации не подконтрольны государству. Юридически это так, но на практике все наоборот. И это правильно, поскольку никто не отменял принцип - кто финансирует, тот и контролирует, перед тем ты и обязан отвечать за конечный результат.
Но, тем не менее, речь должна идти о корректировке Закона РФ "О физической культуре и спорту в Российской Федерации", в котором нужно заложить более четкое распределение обязанностей в существующей спортивной структуре.
Государство обязано нести ответственность за развитие спортивного и олимпийского движения и для этого у Минспорта РФ законодательных рычагов и возможностей предостаточно.
Необходимо набраться смелости и уйти от инерции, не нужно подстраиваться под обстоятельства и отказаться от имитации "бурной деятельности" типа различных комиссий, форумов и конференций.
Выход один. Выстроить свою национальную систему развития и действовать по принципу – "все для своей страны". Если будем сильны дома - будем непобедимы в мире.
С Уважением, Владимир Славский,
Заслуженный работник физической культуры РСФСР, член Союза журналистов России
Публикаций (67)
Один из самых опытных отечественных руководителей спорта, проработавший 10 лет председателем Сахалинского облспорткомитета, 10 лет начальником управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР, 18 лет президентом Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России (ФПЛДР). В настоящее время занимает пост вице - президента ФПЛДР.
Комментарии по видам спорта (69):
Виды спорта
Комментарии по темам (65):