Введите Ваш e-mail чтобы подписаться
Эксперт "Российского Стадиона", спортивный функционер, член Союза журналистов России Владимир Славский о системе информационной поддержки принятых государственных решений в спорте.
***
К 2024 году мы должны достичь 55%, а к 2030-му - 70% населения, участвующего в занятиях физической культурой и спортом. Эта задача поставлена президентом страны В. Путиным. Всем уже понятно, что это не просто мысль, высказанная вслух, а указание к действию. Конечно же, все спортивные структуры в стране об этом знают и, естественно, начинают работать в этом направлении.
Но прошло уже несколько месяцев, а в наших центральных средствах массовой информации, в том числе и спортивных, полная тишина. Правда, надо отдать должное В. Фетисову, который в своей программе на ТВ канале "Звезда" обозначил очень серьезную и проблемную тему "о передаче спортивных школ под руководство Министерства просвещения", и пока все.
Почему же, по всем спортивным каналам телевидения показывают, в основном, только зарубежные фильмы? Почему там говорят все, что угодно, но, по-прежнему, на каналах нет места для основательного и регулярного освещения общенациональной проблемы здоровьесбережения? Ведь на заседание Совета по спорту в октябре с.г. речь шла о здоровье нации и о восстановлении престижа на мировой арене.
Я задаю себе вопросы: "Кто в нашей стране отвечает за это, и курирует спортивные средства массовой информации?" "Почему все так происходит?".
Если мы говорим о системе управления, то и здесь должна существовать система информационной поддержки принятых государственных решений. Понятно, что невозможно осмыслить все поручения в одной или нескольких передачах или статьях. Да, наверное, в этом и нет смысла. И поэтому, я считаю, что нам опять необходимо "топать от печки".
Если мы говорим о привлечении большей части населения к систематическим занятиям физической культурой, то ясно, что решить такую амбициозную задачу простым приказом или любой другой формой принуждения невозможно. А вот сделать так, чтобы раскрутить её по настоящему, для этого необходимо задействовать нашу отечественную, уже апробированную систему. Нужно не только формулировать конечную цель, необходимо подготовить детальный план достижения этой цели, который бы использовал все возможности, имеющиеся в государстве. В современной терминологии это называется "дорожная карта". А, в нашей традиционной, отраслевой терминологии мы это называли календарем спортивных и иных мероприятий.
Не зря спортивный календарь называют хребтом спортивного движения.
Я не буду убеждать читателя в значении этого направления деятельности, поскольку оно подробно изложено в моей статье от 21.08.2019 "Система - это стабильность и успех".
Тем не менее, я продолжу излагать свои соображения на сей счёт.
Язык не повернётся сказать, что наш отечественный спортивный календарь не работает, поскольку без этого механизма вообще нет спорта. Весь вопрос в том, как он работает?
Смотрите. Курс на привлечение международных стартов в Россию не может вызывать возражений. Тем более, что мы научились проводить их великолепно и ходить за примерами далеко не надо.
А вот, на проведение внутренних соревнований мы стали смотреть, как на что-то второстепенное. А почему? Если международным стартам уделяется на всех уровнях огромное вниманием, то внутрироссийские в большинстве своём проводятся, как бог на душу положил. И для этого за последние годы накопилось немало причин.
Первая - никто не хочет брать на себя эту миссию. Вторая - это разобщенность между государственными и общественными спортивными структурами. Основной причиной этому остаётся потеря тех замечательных отечественных традиций, когда спортивный календарь являлся фундаментом не только для развития массовости спортивного движения и мастерства, но и дирижировал развитием тех или иных видов спорта как в регионах, так и в стране в целом.
И если "топать от печки", то сдача норм ГТО должна стать обязательным условием во всех без исключения учебных заведениях, военных и административных структурах. И, при этом, необходимо её организовать так, чтобы льготой стала гордость каждого участника за достижение поставленной цели. Ведь речь идёт о личном здоровье и физической культуре. А вот средства, выделенные государством на эти цели, необходимо вложить в инфраструктуру и материальную стимуляцию этого движения.
Что касается массовости в спортивной среде и повышения спортивного мастерства, необходимо вернуться к системе спартакиад в четырехлетнем Олимпийском цикле.
Сразу же попытаюсь ответить на вопрос профессионалов, которые могут сказать, что невозможно совместить понятия массовость и мастерство - ведь массовость есть массовость, а мастерство есть мастерство. Вопрос действительно существует, но на практике, я уверен, его вполне возможно отрегулировать положением о спартакиадах.
А, что такое Спартакиады в четырехлетнем Олимпийском цикле?
Постараюсь внятно изложить своё представление по этой теме.
Предположим, что в год проведения Олимпийских игр у нас проводится Спартакиада школьников под девизом "Олимпийские медали в ранцах школьников".
Следующие два года проводим спартакиады студентов и молодежи.
В предпоследний год перед Олимпийскими играми проводим Спартакиаду народов России. Проводим ее на лучших спортивных аренах нашей страны, с приглашением для участия в ней зарубежных спортсменов.
По итогам, формируем национальные команды и, в течение года, ведем плановую подготовку к олимпийским играм.
Если организовать этот цикл на уровне того, как мы у себя проводим международные старты, то можно с уверенностью говорить о серьезном фундаменте под перспективную систему развития всего спортивного движения в стране.
Мне могут возразить: "мы же проводим у себя Спартакиады". Отвечаю. Сегодня мы имеем хаос, который похож на "что хочу то и ворочу".
Как можно проводить Спартакиаду с параллельным зачетом в период проведения уже запланированных по видам спорта чемпионатов России? Ведь для участников и тренеров чемпионаты России это самые важные и престижные старты, в которых спортсмены и тренеры получают квалификацию, по которой определяется их будущее и зарплата.
А дальше, больше.
"Давайте проведём Спартакиаду сильнейших". Зачем, и с какой целью? Ведь все ведущие спортсмены уже давно свою подготовку спланировали и участвуют в международных стартах. Зачем же им срывать свои планы?
Или вот, положение о Спартакиаде подписывается аж председателем Правительства РФ.
Спрашиваю зачем? Ответ: "А, чтобы усилить значимость". Значимость чего?
Я работал в течении десяти лет начальником управления зимних видов Госкомспорта РСФСР, принимал непосредственное участие в проведении спартакиад РСФСР и СССР и, естественно, участвовал в подготовке положений, которые утверждались на уровне заместителя председателя Госкомспорта. И этого было вполне достаточно, чтобы знать, кто и за что, конкретно, отвечает. И, если мы допускали ошибки, то отвечали за них не только перед руководителем, но и на Коллегии Министерства спорта, так как по итогам Спартакиад (начиная с зональных) определялся рейтинг территорий, а порой и судьба их руководителей.
Мне кажется, что дальше нет смысла вдаваться в технологию этого процесса, так как суть её в том, что бы создать систему и, как выразился древнегреческий учёный и инженер Архимед, "дайте мне точку опоры...".
И, мы вернём свои позиции и дома и на международной арене.
РS. Надо признать, что запад уже выстроил систему ограничений, с которой нам сегодня бороться не под силу. Выход один - это навести порядок у себя дома. Пора перестать оправдываться, нужно начинать действовать, иначе нас ждут еще более серьезнейшие проблемы.
Владимир Славский
Публикаций (67)
Один из самых опытных отечественных руководителей спорта, проработавший 10 лет председателем Сахалинского облспорткомитета, 10 лет начальником управления зимних видов спорта Госкомспорта РСФСР, 18 лет президентом Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России (ФПЛДР). В настоящее время занимает пост вице - президента ФПЛДР.
Комментарии по видам спорта (69):
Виды спорта
Комментарии по темам (66):